---

nnkustov.ru

---

Истоки налоговых традиций

Он чином от ума избавлен.
И добродетелей лишён,
Но в губернаторы поставлен.
И орденами награждён.

 А. С. Пушкин

В первые годы царствования Петра I в связи с его политикой усиления России большой дефицит казны требовал незамедлительного увеличения государственных доходов.

Привычнее всего было изыскать средства внутри страны. Было увеличено количество налогов и резко увеличены их ставки.

Появилась категория лиц, так называемых «прибыльщиков», на которых была возложена задача изобретения новых способов выемки средств в государственную казну. Они были обязаны «сидеть и чинить государю прибыли».

Как водилось во все времена, Петр I решил доверить эту ответственную задачу своим приближенным друзьям. Во главе «прибыльщиков» стоял Курбатов – дворецкий боярина Шереметева, за ним следовали Ершов, Вараксин, Яковлев, Старцов, Акиншин и многие другие. Новые налоги «придумывались» в питейных веселых застольях.

Причем для каждого из этих налогов сразу же учреждалась особая канцелярия с изобретателем налога во главе.

Реформа косвенных налогов привела к появлению большого числа экзотических налогов, росту доходов бюджета и количества чиновников, а также увеличению протестных настроений (бунты, увеличение количества беглых, разгул мздоимства чиновников).

 

Петр I отменил подворную подать и заменил ее подушной, т. е. решился на реформу прямых налогов. Таким образом, налог взимался не с целого двора, а с души мужского пола.

Первым шагом налоговой реформы стало проведение переписи населения. Специальным указом в 1718 г. было приказано взять ото всех правдивые «сказки» - устные сведения относительно количества душ мужского пола в каждом поместье. Все владельцы крестьян мигом поняли, что император замыслил новый налог, который будет зависеть от поданных «ревизских сказок», поэтому списки составлялись с искажениями и нарушениями всех мыслимых сроков, одним словом, пытались уйти от выплаты налогов.

Перепись показала, что в стране насчитывалось 5,6 млн. душ податного населения из крестьян и посадских людей, а всего население составляло 14 млн.

Цифра в пять миллионов человек вызвала подозрение Петра, вследствие чего постепенно выстраивалась жесткая система закабаления населения.

Только в 1725 г. была составлена Табель государственного прихода-расхода, своего рода первый государственный бюджет.

Податная реформа позволила расширить сферу действия налогообложения путем привлечения к несению налогов значительно большего, чем прежде, числа потенциальных плательщиков.

Весь порядок проведения податной реформы был направлен на максимальный охват тяглом населения.

Это вело к прикреплению налогоплательщиков к тяглу. В свою очередь, прикрепление к тяглу и контроль за исполнением плательщиками повинностей стали основой для введения в стране жесткого полицейского режима.

Жестокое преследование беглых и их держателей, освобождение дворянства от податных обязанностей, поголовное превращение почти всех категорий населения в плательщиков подушной подати, установлением системы паспортов, создание разветвленной сети контроля за передвижением населения и многие другие шаги правительства Петра I - все это ярко характеризует закабаляющий характер податной реформы.

На практике «подушина» обнаружила немало отрицательных черт: единую норму налога должны были платить крестьяне, работающие в разных по природно-климатическим и хозяйственным условиям районах, наличные трудоспособные работники платили за беглых и больных, стариков и детей, а также умерших между ревизиями «ревизских душ».

Кроме того, большим недостатком петровской налоговой реформы был нерешенный вопрос самоуправства дворян и чиновников.

Дворяне пытались освободить своих крестьян от казенных повинностей, но не для облегчения их участи, а для увеличения толщины собственного кошелька.

Чиновники же были виртуозами по части казнокрадства. К тому же, как ни старался Петр I ввести прозрачную и эффективную письменную отчетность, ему это не удалось.

 Финансовые преобразования осуществлялись крепостниками, крепостническими методами, и были направлены на укрепление их господства.

Именно поэтому во времена Петра было введено огромное количество экзотических налогов. Однако лишь к концу своего царствования первый российский император осознал несостоятельность этих мелочных сборов, которые не только не пополняли казну, но оказывали дурное действие на настроение народа.

Эти налоги донимали не столько своей тяжестью, сколько своим количеством (их было больше 30) и злоупотреблениями чиновников.

 В последующей истории России почти ничего нового в налоговых традициях не изменялось. Вводились налоги на окна, садовые деревья, бездетность.

В последние годы время Минфин РФ пытается ввести традицию брать налог на питьевую воду с офисных работников.

 Единственным новшеством явилось создание чиновниками второй негосударствен-ной «налоговой системы» в виде платежей за услуги естественных монополий (доступ к общенародным социально-значимым ресурсам, ЖКХ).

Председатель Правительства РФ В. Путин 19 декабря 2011 г. на заседании правительственной комиссии на Саяно-Шушенской ГЭС заявил о том, что руководители энергетических компаний наживаются, учреждая аффилированные предприятия, заключая с ними договоры, получая прибыль и уводя деньги в офшоры. «Стон стоит по всей Руси!» - поделился он впечатлениями от поездок.

 Петр I хорошо понимал, что налоги были одним из основных источников богатства государства, поэтому одним из правил финансовой политики Петра I было: «Требуй невозможного, чтобы получить наибольшее из возможного».

Это правило финансовой политики крепостнической эпохи Петра I, как и все сопутствующие той эпохе недостатки, в настоящее время переродилось в понятие налогового администрирования.

Петровские правила стали традициями.

Кустов Н.Н. © Все материалы являются собственностью этого сайта.