Промышленный шпионаж или полевые заметки
- Подробности
- Просмотров: 5047
Полевые заметки ревизора.
В одно интересное время, давным-давно, исследуя причины снижения продаж в одной из региональных розничных сетей крупной компании, я с интересом осознал, что кроме стандартных ситуаций и проблем в организации системы продаж на предприятии произошла утечка информации к «соседям по бизнесу».
Это было явственно видно из отдельных признаков в нескольких источниках анализируемых данных.
Осмотрев места нахождения точек продаж, автор этих строк окончательно убедился в правильности вывода о том, что на предприятии заказчика водится эдакий «чужой среди своих».
По ряду признаков было явно видно, что данные, имеющие ценность для безопасности бизнеса заказчика, ушли к конкурентам. Используя эту информацию, компания-конкурент принимала довольно эффективные меры и реализовывала простые и интересные решения для отвоевания рынка продаж.
Определив, что утечка информации произошла вероятнее всего через сотрудника и за вознаграждение от конкурента, было несложно придти к выводу, что «крот» еще на предприятии.
Полностью отработав этот участок информационного поля, я посвятил в эту информацию заказчика проверки.
Изначально ревизору не поверили, считая, что это не мыслимо выявить без аудио или видеоматериалов, или собственноручных признаний. Пришлось детализировано раскладывать и складывать перед заказчиком всю логическую цепочку из мельчайших документальных, математических и фактических признаков. Когда последовательная цепочка «пазлов», сложенная в одну до боли очевидную картину, была показана заказчику, и он это осознал, то у него возник вопрос: кто это?
Я порекомендовал задаться еще одним вопросом: как снизить риск повторения подобного в будущем?
Заказчик довольно профессионально занялся поиском «не лояльного сотрудника» и испробовал много методов для его выявления. В итоге, автор этой статьи, помня, что сотрудники, «сливая» информацию чаще всего алчны и не знают меры, порекомендовал прибегнуть к последнему, самому одиозному и бесперспективному, по мнению заказчика, пути выявления личности сотрудника. И к общему удивлению это сработало – были получены неопровержимые документальные доказательства передачи информации и денег.
Довести дело до суда заказчик со следствием не смогли в силу того, что заказчиком не были учтены особенности законодательства о защите коммерческой информации при приеме человека на работу.
Если шпионаж в пользу конкурентов является порицаемым у части общества явлением с точки зрения морали или нравственности, то с точки зрения законодательства он является наказуемым лишь при наличии грамотно составленного пакета внутренних документов и регламентов, регулирующих правоотношения между работодателем и наемным работником. С безупречным доведением этих условий до сознания работников. Сначала в виде превентивной меры. Естественно такого пакета документов у заказчика не было. В этом и крылся ответ на вопрос: как снизить риск повторения подобного в будущем?
Работник был просто уволен, не возместив работодателю ущерб от своих действий.
А заказчик, будучи собственником, не желающим мириться с таким положением дел, и стремясь совершенствовать и развивать свой бизнес, предложил заключить новый договор на создание достойной защиты своих интересов от возможных недобросовестных действий наемных работников. В том числе в подобных ситуациях.
О том, как наилучшим образом строить и оформлять отношения работодателя и наёмного работника, защищая предприятие и мотивируя работника, как-нибудь в другой раз…